Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Мои файлы

Урок по теме «Электрический ток в полупроводниках» 8 класс
06.04.2012, 21:37
Ход урока
 1. Актуализация знаний, мотивация и целеполагание
Вопросы учащимся:
Какой раздел физики мы с вами изучали на протяжении многих уроков?
А на какие виды делятся все вещества по их электрическим свойствам?
Какие вещества называются диэлектриками?
Какие вещества называются проводниками?
Почему металлы способны проводить электрические заряды?
Каковы особенности строения диэлектриков?
Что происходит со свободными электронами в металлах по действием электрического тока?(Слайд 2) -
Итак, все вещества по электрическим свойствам делятся на проводники и диэлектрики. Так ли это? Может быть существуют вещества в природе, которые могут быть одновременно и проводниками, и диэлектриками в зависимости от внешних условий? (Предположения учащихся)
- Давайте посмотрим на периодическую систему элементов Д.И. Менделеева, на ее центральную часть: германий, кремний, селен, мышьяк, теллур, бор, фосфор и ряд других элементов. Изучение электропроводимости этих веществ привело к открытию у них интересных и важных свойств, благодаря которым их стали использовать о многих электронных устройствах. Эти вещества назвали полупроводниками. Они составляют 2/3 всех веществ в природе. (Слайд3)
- Сегодня на уроке мы познакомимся с электрическими свойствами полупроводников и их практическим применением, изучим действие некоторых полупроводниковых приборов, выслушаем сообщения об истории их открытия.
Запишите тему урока: «Электрический ток в полупроводниках»
Цель урока: изучить электрические свойства полупроводников, узнать об их практическом применении. (Слайд 4)
 Реализация основных этапов урока.
1 этап. Чтобы понять, чем полупроводники отличаются от металлов, рассмотрим модель прохождения тока через полупроводники. (Слайд 5)
Поскольку количество свободных электронов в полупроводниках при обычных условиях невелико, поэтому электрического тока они не создают. Но при нагревании или освещении кристалла некоторые электроны приобретают избыточную энергию и становятся свободными электронами. На рисунке показан только один свободный электрон, но атомов в кристалле очень много, поэтому при нагревании или освещении кристалла в нем появляется много свободных электронов. - Что при этом происходит с сопротивлением полупроводника? А с его электрической проводимостью? Чем сильнее нагревается или освещается полупроводник, тем больше в нем появляется свободных электронов и тем больше становится его электрическая проводимость, т. е. уменьшается сопротивление полупроводника.
 2 этап. Демонстрационный эксперимент (с последующими самостоятельными выводами учащихся)
Опыт 1. Исследование зависимости сопротивления полупроводника от температуры. Терморезистор, мультиметр, визуалайзер, горячая вода, холодная вода. На экране показания сопротивления терморезистора при изменении его температуры с помощью холодной и горячей воды. (Объяснения учащимися своих наблюдений)
Опыт 2. Исследование зависимости сопротивления полупроводника от освещенности. Фоторезистор, гальванометр. Изменяя освещенность фоторезистора, обращаем внимание на отклонение стрелки. (Объяснения учащимися своих наблюдений) - Что происходило с сопротивлением полупроводников в обоих экспериментах? А с проводимостью? - Какие выводы можно сделать из проделанных опытов? При увеличении температуры или освещенности полупроводника его сопротивление уменьшается. (Слайд 6) Посмотрите на графики зависимости сопротивления от температуры. Как вы думаете, какой из них относится к металлам, а какой к полупроводникам? (Слайд 7)
Приборы, с которыми мы проводили эксперимент, получили названия фоторезистор и терморезистор. Где же они могут применяться? Их используют как составную часть сигнальных и контролирующих автоматических устройств, без которых невозможно представить нашу жизнь. Цепь, содержащая фоторезистор, срабатывает в том случае, когда освещение резко увеличивается или уменьшается. (турникеты в метро, уличное освещение, автоматические двери в супермаркетах и т.д.)
3 этап. Индивидуальное задание. (Слайд 8) - Пользуясь учебником §23 стр.108 – 110 и табл.2 на стр.39 составьте паспорт приборов в виде таблицыОбсудить результат заполнения в группе и заслушать (несколько тетрадей можно посмотреть на экране с помощью визуалайзера)
 4 этап. Групповой эксперимент. (развитие умения высказывать и обосновывать гипотезы, совместно решать проблемы, выбирать и конструировать способ деятельности, оценивать результаты собственной и коллективной деятельности) Задание. Вам предлагается по группам исследовать еще один полупроводниковый прибор, состоящий из двух разных веществ. Свои наблюдения и вывод записать на специальном листе. По окончании эксперимента один учащийся из группы представит результат групповой деятельности.
Обсуждение результатов эксперимента у доски, результаты экспериментов одновременно представлены на магнитной доске. Вывод: у групп 1, 3 при переключении прибора в обратном направлении тока в цепи не было. - Такое свойство полупроводников хорошо пропускать электрический ток в одном направлении и плохо в другом, называется односторонней проводимостью. (Слайд 9) Это явление используется в приборах, которые называются полупроводниковые диоды. Условное обозначение на рис.131, а треугольник подобно стрелке показывает направление, в котором диод пропускает ток. А диода устройство показано на рис. 130. - Диоды применяются в выпрямителях переменного тока. Дело в том, что на электростанциях вырабатывается переменное напряжение, которое поступает в дома, на транспорт и предприятия. Вместе с тем множество устройств работает на постоянном токе: электровозы, электропоезда, компьютеры, видеотехника. Для включения в цепь переменного тока, в них обязательно должен быть выпрямитель. Посмотрите какие бывают диоды: от маленьких до огромных. (Демонстрация настоящих полупроводниковых диодов с помощью визуалайзера) Сообщения об истории изучения полупроводников (заранее готовят учащиеся)
3. Рефлексия и коррекция промежуточных результатов. - Изучению какой темы мы посвятили сегодняшний урок? Давайте проследим логику изучения темы по опорному конспекту. (Учащимся предоставляется опорный конспект урока на экране). (Слайд 10) А теперь продолжите следующие предложения (таблички у каждого на столе) На этом уроке я открыл для себя … Интересным на уроке было то, что … Я думаю эта тему нужно изучать потому, что… 2. Завершение урока. Запишите домашнее задание. §23, з.9,10 Подготовить сообщение по следующим темам (по желанию): Солнечные батареи и их применение. Применение светодиодов
Категория: Мои файлы | Добавил: oly | Теги: урок физики, полупроводники+презентация
Просмотров: 2573 | Загрузок: 350 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: